Главная » Статьи » Немного о школе |
Учебные программы и методики для начальной школы.
В России для учащихся начальных классов разработано большое количество учебников и пособий, которые помогают учителям прививать школьникам необходимые знания и навыки. Основных методик можно выделить десять, из них восемь классических и две развивающих. К классическим относят, например, "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2100", "Гармония", "Планета знаний", к развивающим методику Занкова и систему Эльконина-Давыдова.
Остановимся на учебных программах более подробно. Методика "Школа России" Эта классическая методика известна давно, практикуется она в школах более тридцати лет и проверена временем. Именно этим можно объяснить ее популярность. Методика основана на принципах фундаментальности и стабильности, но этого недостаточно, ребенку для нормального развития нужна основа для совершенствования и стремления к новым знаниям. Бесспорно для учеников со средним уровнем развития эта методика подходит как нельзя лучше, но что делать тем детям, которым этой информации недостаточно, кто тянется к новым знаниям, находящимся за пределами этого метода? Если у ребенка не остается свободного времени после решения домашнего задания, если учитель жалуется, что ваш ребенок не усваивает информацию и ничего не запоминает, учебная программа в этом не виновата. Возможно дело в учителе, который недостаточно доступно излагает информацию. Не стоит менять из за этого школу, ребенку могут помочь дополнительные занятия. "Начальная школа XXI века" Основу этой методики составляет такое понятие, как дифференциация, то есть на уроке дети изучают информацию одновременно из нескольких разделов предмета. Например, на уроке математики не просто решают пример или делают задание, а ищут ошибки и недочеты в уже решенной задаче, после чего делают упражнения, развивающие память, логику, мышление. На уроках по изучению окружающего мира ученики начальных классов слушают музыку, рисуют, разукрашивают, читают и т.д. Ребенку не бывает скучно на таких уроках, он не устает от рутины и однообразия. Эта методика направлена на развитие самостоятельности, побуждает ученика к активным действиям, поиску ответов на вопросы, которые приносят видимый результат. Также по этой методике не ставят оценок, и в случае, если ребенок сделал что-то неправильно или не так ответил, учитель не наказывает его, а помогает закрыть выявленные пробелы в знаниях, уделяя больше внимания этому ученику. "Гармония" Комплект методических пособий и рекомендаций «Гармония» относится к классическим, и развивает в детях не только стремление делать все самостоятельно, но и пробуждает и раскрывает творческие способности. Во всех учебниках присутствуют герои Маша и Миша, которые помогают детям в трудной ситуации или в моменты сомнений. Они делают подсказки детям, побуждая их тем самым самостоятельно делать выводы и находить правильные ответы. Если возникают проблемы при написании предложений, ученик ставит в месте сомнений специальное окошко, затем учитель помогает разобрать эту ситуацию, в результате ребенок уже без помощи учителя проставляет пропущенные им буквы. Школьники, занимающиеся по этой программе, быстро запоминают информацию, хорошо осваивают материал и переходят в 5 класс достаточно легко. "Планета знаний" Эта методика также направлена на развитие самостоятельности ребенка и выявление творческих навыков и способностей. В учебниках, разработанных по этой методике, каждая глава начинается с красочной карты, которая показывает маршрут дальнейшего изучения материала, что очень нравится детям. Задания в учебниках делятся на две категории: первая категория задач обязательна для всех, это базовый минимум, вторую категорию дети решают и изучают по желанию, принуждать их к решению заданий из этой категории не следует. "Школа 2100" Вокруг этой методики наибольшее количество споров и разногласий. Среди классических методик «школа 2100» является наиболее развивающей и современной методикой. Плюсом этой программы можно назвать ее направленность на всех учеников, независимо от их уровня подготовки. В учебниках представлены задания как для слабых учеников, не очень хорошо воспринимающих информацию, так и для более развитых и подготовленных. Каждый выбирает задания в соответствии со своим уровнем подготовки. Минусом методики является нестандартность заданий и упражнений. Например, второкласснику могут задать доклад на тему «Животные тропического климата, их жизнь и распространение». В математике также присутствует большое количество непривычных, нестандартных заданий, которые нужно научиться правильно формулировать и понимать, так что многие родители помочь своим детям практически бессильны. С одной стороны эта усложненная программа дает детям знания и навыки, но продолжить обучение по программе подобной сложности в 5 классе дети уже не смогут, она еще не разработана. Метод Л. В. Занкова Этот современный метод был разработан Львом Владимировичем Занковым и представляет собой концептуально новый подход к обучению детей в начальных классах. Школьники, обучающиеся по этому методу не зубрят правила, а сами их выводят исходя из условий задачи и ее решения, а при допущении ошибки учителя ни в коем случае не ругают детей, а помогают найти верное решение. Родители ознакомившись с программой приходят в ужас, они не верят, что дети смогут справится, ведь задания с каждым уроком становятся все сложнее и сложнее. На практике же дети достаточно легко осваивают, на первый взгляд, сложный материал, главное его правильно преподать, что для квалифицированного учителя не проблема. На практике метод показал себя с хорошей стороны: дети получают отличную базу знаний и практического опыта работы с информацией, так что в 5 класс переходят без видимых проблем и сложностей. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Если большинство методик предполагают индивидуальную работу школьника, то система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова наоборот поощряет коллективную работу, при которой ребенок учится быть в команде, получает практические навыки ведения споров и переговоров, учатся отстаивать свое мнение. В основном уроки проходят следующим образом: учитель дает задание или задает вопрос и дети начинают выдвигать каждый свою версию, спорят и пытаются прийти к правильному ответу. В начальных классах, практикующих этот метод, не ставят оценок и практически не задают домашние задания. Поэтому дети с удовольствием воспринимают учебный процесс и не устают. Проблема может возникнуть при переходе в 5-6 классы средней школы, ученику придется по новому воспринимать информацию, путем заучивания, чему его не научили в начальной школе. Рекомендации по выбору школы для ребенка. Соберите как можно больше информации о школе, в которую планируете отдать ребенка. Ее можно получить в интернете, но лучше поговорить с друзьями и родственниками Сходите в школу, которую вы присмотрели, и постарайтесь поговорить с родителями учеников начальных классов, а уже затем с директором или завучем. Если в школе учатся дети, чьи родители также посещали эту школу, можете смело отдавать в нее ребенка, в плохую школу своих детей никто не отдаст. Методику, по которой будет учиться ваш ребенок, лучше выбирать не на свой вкус, а обратившись за помощью к детскому психологу, который путем тестов выявит склонности и способности ребенка. Проверьте, какие созданы в школе условия для поддержания здоровья ребенка: расписание уроков, факультативов, отсутствие сквозняков, количество уроков физкультуры и т.д. Позаботьтесь заранее о том, чтобы ребенку было интересно. Поинтересуйтесь о культурных мероприятиях, проводимых в школе, о проведении экскурсий и походов в театры, музеи и другие культурные заведения. Если вы найдете школу, соответствующую вышеперечисленным рекомендациям, то не сомневайтесь: ребенку будет комфортно, и учеба будет приносить не только знания, но и удовлетворение. | |
Просмотров: 1253
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |