Главная » Статьи » Методики раннего развития |
Методика Сузуки
Синити Сузуки – известный японский скрипач, талантливый педагог, основатель и президент всемирно известного Института воспитания талантов. Синити считал, что музыкальный дар это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком. Сузуки прославился тем, что его, всего лишь трех-четырехлетние, воспитанники уже владели блестящей игрой на скрипке. Свои принципы и методы воспитания Синити Сузуки изложил в книге «Взращенные с любовью». В ней он доказывает, что каждый ребенок рождается потенциально талантливым. В настоящее время методикой Сузуки пользуются десятки тысяч людей. Биография Синити Сузуки (17 октября 1898 – 26 января 1998) Синити родился в Нагое, в Японии, в семье Масакити Сузуки -основателя крупнейшей скрипичной фабрики в мире. Он провел своё детство в окружении скрипок, которые заменяли ему и его братьям и сестрам игрушки. Позже, когда мальчик уже учился в коммерческом училище, он во время летних каникул работал на фабрике своего отца. Однажды, он услышал на граммофоне пластинку с записью «Аве Мария» Франца Шуберта. Эта музыка так потрясла Синити, что, вдохновленный, он принёс домой с фабрики одну скрипку и стал упражняться на ней. С этого момента он начал увлеченно заниматься музыкой и игрой на скрипке. В то время ему было 17 лет. В 1920 году, когда Синити исполнилось 22 года, он с разрешения своего отца уехал учиться музыке в Берлин. Там молодой музыкант провёл 8 лет, познакомился со своей будущей супругой и обрел друга и наставника в лице Альберта Энштейна. После женитьбы Синити вместе со своей женой Вальтрауд вернулся в Токио и начал работать преподавателем в Императорской музыкальной школе. Там он стал учить детей школьного возраста игре на скрипке. Однажды один его знакомый попросил научить его четырехлетнего сына играть на скрипке. Сузуки тогда не знал, как учить таких маленьких детей. Он начал думать об этом и пришел к очевидному выводу: «Все японские дети говорят по-японски»! Это значит, что если к детям с самых первых дней применять тот же метод, что и при изучении родного языка, они могут достичь высокого уровня развития человеческого потенциала и способностей. То есть с самого рождения параллельно с обучением родному языку родители могли бы обучать своего малыша и музыке. И если ребенок не владеет игрой на каком-либо из музыкальных инструментов, то это лишь потому, что его этому не научили или учили неправильно. Сузуки назвал свой метод «воспитанием талантов». К нему домой стали приходить трех-четырехлетние дети и их родители, чтобы брать уроки игры на скрипке. С помощью музыки Синити стремился развивать в детях благородство ума и духа. В 1946 году он открыл ассоциацию "Дошикай" - прообраз будущего Института воспитания талантов. В 1949 году в его институте было уже 35 отделений и 1500 учеников. Вскоре его маленькие скрипачи начали выступать на грандиозных концертах сначала в Токио, потом в США, а затем и по всему миру. В 1997 году открылась Международная Академия Методики Синити Сузуки. В 1998 году в возрасте 99 лет великий скрипач умер. Принципы методики Сузуки: • Талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству. Человек - дитя своего окружения. • В каждом ребенке можно развить невероятные таланты, если этим заниматься с самого детства. • Совместное совершенствование - залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов. • Обучение игре на скрипке должно происходить в атмосфере великодушия, сотрудничества и радости. • Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости. • Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры. • Многократные повторения направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия смысла музыки. • Если ребенку «медведь на ухо наступил», т.е. он уже приобрел привычку неправильно воспроизводить, например, ноту «фа», ему нужно услышать правильное звучание «фа» столько раз, чтобы оно начало превалировать над неправильным. В результате ребенок обретет новое умение и у него разовьется музыкальный слух. • Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности. • Сначала характер, потом способности. Задача родителей и педагогов - воспитывать в детях благородство духа, честность, прививать им высокие ценности. • Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге. • Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития Дети — это продукт тренировки и окружающей среды Даже соловьи не рождаются с готовой способностью петь свои несравненные песни. Необходим «учитель», которого подсаживают к ещё не оперившимся птенцам, живущим в домашних условиях. В течение месяца птенцы прислушиваются к трелям своего «учителя» и усваивают его навыки. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни. И здесь не играет никакой роли, с хорошими или плохими способностями родился тот или иной птенец. Если есть хороший учитель, то птенец в ходе своего развития воспринимает его опыт и начинает петь так же красиво. Однако, если подсадить к учителю птицу, выросшую в дикой природе, то, как показывает многовековой опыт, ничего подобного не происходит. Таков закон природы. Разве этот пример с соловьями не служит для нас ценным намеком в плане развития человеческого потенциала? Игра на скрипке — это, прежде всего, игра Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности – это идеальное время, чтобы развить музыкальность. Как же происходило обучение 3-4-хлетних детей игре на скрипке? Занятия должны быть основаны на добровольном желании ребенка. В первую очередь Сузуки учил играть на скрипке родителей, а ребенок только наблюдал и запоминал мелодию. Дома маме так же рекомендовалось повторять музыкальные упражнения. Таким образом, ребенок видел, как это интересно и увлекательно, и произносил магические слова: «Я тоже хочу». В следующий раз ребенок с особым трепетом приходил на свой первый урок. Занятия бывали индивидуальными и групповыми. На групповых у ребенка была возможность поиграть рядом с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для обучения: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достичь их уровня. Если же родители подходят к обучению ребенка игре на скрипке, как к его обязанности, а не игре, то вскоре он теряет интерес к занятиям. Ребенок должен иметь возможность слушать записи скрипичных пьес и играть со скрипкой, как с игрушкой. Мама же, время от времени в непринужденной форме показывает своему ребенку, как правильно держать скрипку и смычок. Профессиональному музыканту требуется три вещи: 1) тонкое музыкальное чутье, 2) высокое исполнительское мастерство, 3) хороший характер. Синити Сузуки считал, что четырех-пятилетние дети обладают следующими особенностями, и хотел бы быть похожим на них: • они не допускают даже мысли о том, чтобы предать себя; • они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них; • они умеют только любить и еще ничего не знают о ненависти; • они любят справедливость и досконально выполняют все правила; • они радуются жизни, и вся их жизнь наполнена радостью; • они не знают страха и живут с ощущением безопасности. | |
Просмотров: 1672 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |